АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о "Региональной целевой программе по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия на 1996-1997 годы. г. Москва"

Автор: доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, канд. философских наук, зам. председателя областного Общественного Экспертного Совета содействия формированию здорового социально-психологического климата при Комитете по связям с общественностью и общественными организациями Администрации Нижегородской области, член Совета Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи Волков Евгений Новомирович.

Перечень анализируемых материалов:

  1. "Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия на 1996-1997 годы. г. Москва"
  2. "Оргсбор Мира, Здоровья и Согласия инструкторов детского и молодежного движения. Приложение № 1".
  3. "Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия на 1996-1997 годы. г. Москва Программа зимнего профильного лагеря-семинара городского типа "Рождество" (второй этап запуска).
  4. Справки, служебные записки, отзывы зам. директоров.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА

В целом документы "Региональной целевой программе по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия" представляют из себя рекламные, весьма условно прописанные заявления, в которых вместо научных общепризнанных терминов и понятий, конкретных обоснований и ясных результатов предлагаются громкие "хорошие" слова (бессодержательность которых маскируется написанием с заглавных букв).

В программе предлагается как исходная так называемая "Педагогика Эволюции", автор которой без "ложной" скромности ставит себя в один ряд с Сократом, Конфуцием и Я. Коменским. При этом не дается никакой информации о прохождении данной концепции через серьезную и широкую научную и практическую апробацию (кроме перечня публикаций, мало что говорящего о реальной реакции на них серьезных и авторитетных специалистов), которая фактически только еще предполагается в ходе реализации указанной программы.

Как методы реализации программы также предлагаются подходы и техники, не прошедшие настоящего научного исследования на эффективность и отсутствие негативных побочных эффектов ("онтопсихология", "нейролингвистическое программирование", "оргдеятельностные игры", "дэнс-терапия" и т.п.). Подобные методы, к тому же, широко применяются в псевдодуховных и псевдопсихотерапевтических группах и движениях, получивших на Западе определение "деструктивные культы".

Общий характер концепции, предлагаемые и применяемые методы, словарный состав программных текстов, наблюдения педагогов за реальным ходом занятий позволяют со значительной уверенностью утверждать, что предлагаемая программа относится к ряду дилетантских непрофессиональных проектов, создаваемых амбициозными, некритично относящимися к себе личностями, претендующими на создание "абсолютно истинных инструментов" мирового переустройства. Это еще один вариант "пирамиды" в духе МММ, только в качестве фантастических дивидендов обещаются невиданные достижения в духовной и образовательной сферах.

Как показывает мировой и отечественный опыт, авторы и лидеры подобных движений плохо вменяемы в плане восприятия критики и вряд ли способны к созданию действительно научно и практически обоснованных проектов с социально приемлемыми положительными результатами. Анализируемая программа не подлежит улучшению или развитию на явно и скрытно предлагаемых методологических основаниях и должна быть безусловно отвергнута и лишена какой-либо государственной и муниципальной поддержки в любом виде.

23 Январь, 1997

Е. Н. Волков

Справочник: Религии и секты современной России