Рериховское движение.

    Другие названия: в Новосибирске ответвление этого движения носит название "Духовный центр им. Сергия Радонежского".
     Характеристика: Рериховское движение - религиозный культ оккультно-антихристианского характера.
     Связи: Оказывает сильное влияние на различные культурные и образовательные государственные учреждения. Рериховскне центры по всей стране регистрируются в качестве общественных, культурных, образовательных центров и тем самым получают возможность активно нарушать закон о светском характере образования. В сотнях школ России уже введены обязательные уроки изучения "Агни-йоги" и оккультизма.

     История секты: история возникновения и распространения тесно связана с именами Николая Рериха и его супруги Елены Рерих. Увлекшись изучением теософии Блаватской, они долгое время провели в Тибете, где установили "тесную связь" с "владыками Шамбалы". Во время миссионерских поездок оккультное учение распространялось ими во многих странах мира, в том числе и в России.
     Движение использует чисто сектантский метод пропаганды: публично заявляется одно (скажем, веротерпимость и верность Евангелию), на деле истинная суть доктрины до времени утаивается от широкого круга последователей и посторонних людей.

Николай Рерих.

    Так, Елена Рерих в своем письме от 8.3.38 советует лгать в целях пропаганды. Кроме того, ни одна из традиционных конфессий России не приняла рериховского вероучения и не влилась в соответствующее движение. На деле рериховцы не смогли объединить верующих людей, богословов, иерархов. Лозунг "единства" был использован лишь для усугубления религиозного раскола людей: среди десятков других религиозных течений возникло еще одно, весьма враждебно настроенное ко всем остальным.
     В настоящее время движение оформилось в виде огромного числа культурно-просветительских и образовательных центров, раскинутых плотной сетью по России и за рубежом, которые стали своего центрами по распространению оккультных воззрений Рерихов. Прикрываясь маской культурного просвещения, оккультисты активно проникают в светские и государственные учреждения страны, в том числе в систему образования.
     Доктрина: Согласно оккультному учению, все мировые религии появлялись в результате того, что "силы света" (они же "Владыки Космоса", они же "очень высокие духи", они же "Великое Братство", они же "Махатмы Востока" и т.д.), стремясь помочь человечеству в его шествии по пути эволюционного развития, посылали своих представителей заблудшему человечеству, которые открывали людям части "Великой Мудрости" и становились основателями религий и философских школ. Таким образом, каждая религия содержит части "Мудрости", есть она и в колдовстве, магии, астрологии, но полнотой ее обладает теософия. Тот очевидный факт, что вероучения многих религий противоречат друг другу в своей основе (например, индуизм и буддизм основываются на многобожии (несколько десятков тысяч богов и божков) и перевоплощениях, а Христианство и ислам отвергают их, Христианство считает Бога Единым, но в Трех Лицах, а Христа - Вторым Лицом Божественной Троицы, а ислам не признает это за Богооткровенное свидетельство и т.д.) теософами объясняется тем, что все последователи современных религий давно уже отступили от того учения, которое им было принесено основателями, самые главные оккультные истины утеряли, а оставили в основном неоккультные. Но так как теософы обладают "истинным знанием", они-то точно знают, что именно принес Будда буддистам, Моисей - иудаистам, Христос - христианам, а Магомет - мусульманам. Теперь, по их мнению, настала пора рассказать об этом современному человеку.
     Декларируемая рериховским учением для непосвященных исключительная веротерпимость на самом деле полностью опровергается самим содержанием этого учения. Оказывается, что заявляя изначально о наличии элементов "единой Мудрости" во всех религиях, "Живая этика" лишь себя признает "единственным путем". "Существует лишь одна Иерархия Света, и, конечно, эта Иерархия и есть Транс-Гималайская Иерархия", - уверяет Елена Рерих. Христианство - "ложная вера"; Церковь -"источник тления". Не менее резкие суждения можно найти в письмах Елены Рерих и в "Агни-йоге" об исламе, иудаизме, буддизме, индуизме и ламаизме. Все исторически существующие верования человечества с точки зрения Рерихов "ремонту не подлежат", и должны быть заменены теософией.
     Вопреки заявлениям о веротерпимости и стремлению к объединению Рерихи и их ученики не могут найти полной солидарности даже в очень близких им по духу оккультных практиках и теориях. "И Штейнер (известный теософ) к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом". Любимый ученик Елены Рерих А.Клизовский поясняет, в чем пагубность ошибки Штейнера: "Западный мир верит в то, что Христос - Единый Сын Единого Бога. Штейнер оставляет во всей силе и это заблуждение".
     Несет ли в себе рериховское движение дух примирения или нет - прекрасно показывает и история самого движения, расколовшегося на блоки Е.Шапошниковой и В .Сидорова.
     Система воззрений рерихианства, как и оккультизма вообще, вопреки заявлениям, является религиозной, т.к. выдает себя за учение, которое объединяет учения всех религий, имеет и свой собственный культ, и свои оккультные "таинства".
     Следует отметить, что сами книги "Агни-йоги" не содержат ясно выраженных постулатов учения. Учение распространяется вне этих книг, которые призваны более выработать у человека определенные образ мышления, постепенно изменить его систему мировоззрения. Стиль написания таков, что неизбежно приводит читающего в состояние повышенной внушаемости, настраивает его на несостоятельность традиционной системы мировоззрения, внушает чувство собственной незначительности и беспомощности, приоритет интересов "Великого Братства" над какими бы то ни было другими.
     Официально рериховцы, как и большинство оккультных групп, заявляют, что они сами являются христианами и что все христианские ценности и понятия им очень близки. Но в действительности все оккультные учения не только нехристианские, они крайне антихристианские. Внешнее сходство с христианством наблюдается только в самой незначительной степени. В основе же своего содержания наблюдается часто полная противоположность основополагающих утверждений оккультизма христианским истинам. Рассмотрим на примере "Живой этики" Рерихов наиболее существенные противоречия, существующие между Христианством и оккультными воззрениями:

  •     христиане исповедуют, то есть Единый Бог, - духовное, нематериальное, бестелесное, сознательное, разумное и Болящее Бытие - по Своей воле создавший весь мир, как видимый людьми, так и невидимый. Библия говорит нам о Боге - Творце. Как поэт пишет поэму, так Бог творит мир и отличается от созданною Им мира, так же как поэт не одно и тоже с написанной им поэмой. Оккультная теософия "Агни-йоги" утверждает, что мир и Абсолют едины, а Бога как Личности и вовсе не существует. "Что касается Бога, то мы не можем рассматривать Его как вечного или бесконечного или самосущего. Нет места Ему при наличности Материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны, другими словами, мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и Материю в ее незримости как невидимый, вездесущий Протей" (Письмо Е.Рерих от 12.9.34). "Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы. Мы отрицаем Бога как философы и как буддисты" (Письма Махатм, 57). Елена Рерих с этим соглашается: "Махатма отрицает и говорит против кощунственного человеческого представления Личного бога. Махатма отрицает Бога церковной догмы" (Письмо от 8.9.34 и 12.9.34).

     Бог оккультных воззрений - некоторое "оно". Это некий "Великий Принцип", произведший в движение все существующее. В религиозной жизни человека на место живого, личного, любящего Бога заступает безликий и равнодушный, слепой "закон кармы". "Воздаяние людям за их поступки производит не Существо, хотя бы и очень высокое, хотя бы и сам Бог, Которого можно было бы упросить, но слепой закон, не обладающий ни сердцем, ни чувствами, которого ни упросить, ни умолить нельзя, - пишет А.Клизовский, - человек не может дать ничего закону, чтобы получить от него больше, он не может его любить и не может рассчитывать на ответную любовь со стороны закона. Греческая Фемида говорила древнему греку то, чего не знает современный христианин, что воздаяние за дела производит не премудрый Господь, но слепой и вместе с тем разумный закон. Религиозно настроенный христианин может молиться своему Богу хоть с утра до вечера, может каяться в своих охах хотя бы каждый день, может разбить себе лоб, кладя земные поклоны, но он не изменит этим своей судьбы ни на йоту, ибо судьба человека складывается его делами, за которые закон Кармы приведет соответствующие результаты, и результаты эти нисколько не будут зависеть ни от молитв, ни от поклонов, ни от покаяния". Уверяя о полном сходстве своего учения со священными писаниями мировых религий, оккультисты "упускают" библейские повествования о молитве разбойника, распятого вместе со Христом, о покаянии Марии Магдалины, покаянии Давида. И евангельская притча о блудном сыне им так же ничего не говорит о том, как покаяние может изменить жизнь человека. А разве Христос сравнивал Бога со слепым законом, а не с любящим Отцом?

  •     христиане исповедуют, что Бог есть Личность и даже более того - Бог есть Триединство Личностей Отца, Сына и Святаго Духа. "Агни-йога" утверждает, что Абсолют не обладает ни Личностью, ни волей. "Махатма отрицает и говорит против кощунственного человеческого представления Личного бога. Махатма отрицает Бога церковной догмы" (Письма Е.Рерих от 8.9.34). "Я избегала бы церковных выражений, когда имеется в виду Великий Принцип. Понятия воли и завета уже связаны с личностью и потому не вяжутся с представлением всеобъемлющего Начала" (Письмо Е.Рерих от 25.1.38).

  •     христиане исповедуют, что "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин.1.5), что зло и тьма противна Божественной Природе, что мир не есть Бог, и потому зло, действующее в мире, не есть действие Божие, оно противоестественно сотворенному совершенным миру. Зло, в христианском понимании, есть противление установлениям Божиим, есть противление Абсолютной Истине, и, таким образом, само по себе безотносительно. "Агни-йога" учит, что мир является эманацией "Всеобщего принципа", "Абсолюта", его видимым проявлением, и зло - не есть зло в собственном смысле, а, являясь частью мира, проявляет одно из свойств "Абсолюта", в котором зло присутствует потенциально, следовательно является естественным для мира. Т.е. оценка некоторого явления как злого или доброго зависит от отношения к нему оценивающего, и если при некотором воззрении нечто кажется злом, то при другом, допустим более общем воззрении, тоже самое нечто может оказаться благом. "Высокая мысль Востока давно разрешила проблему существования зла. Единое Божественное Начало, или Абсолют, вмещающий потенциал всего сущего, следовательно, и все противоположения, несет в себе и вечный процесс раскрытия или совершенствования. Эволюция создает относительность всех понятий" (Письмо Е.Рерих от 27.11.37).

  •     христиане исповедуют, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия, Христос, предсказанный пророками Ветхого Завета. В его лице воплотился Сам Бог,ставший человеком. Что же думают о Христе рерихианцы? А.Клизовский пишет: "Можно сказать, что христианский Никейский символ веры есть сплошное заблуждение. Ни одно из положений Символа Веры о Боге-Сыне не соотвествует истине и является результатом фантазии и легенд". Е.Рерих уверяет, что Иисус вообще не был Христом-Мессией: "Христос не был тем, обещанным Писанием, Мессией" (Письмо 30.6.34). Христианство для нее - "сектантское воззрение, что лишь благодаря проявлению Христа человечество было спасено от козней дьявола" (3.2.39). Для нее это "страшные кощунственные явления: страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха" (31.12.35).

  •     христиане исповедуют телесное воскресение Христа. Христианство строится на пасхальной вести: "Христос Воскресе!". Рерихианство утверждает, что веру в телесное воскресение Христа можно объяснить лишь "самоодурением" (Письмо Е.Рерих от 17.2.34). "Агни-йога" утверждает, что Христос вообще не воскресал или, что это было воскресение не тела, а некоего духа.

  •     христиане исповедуют, что Христос спас нас не своими "учением", а тем, что в Нем реально оказались соединены и примирены человеческая и божественная природы. "Живая этика" утверждает, что, если Христа и можно называть "Спасителем" - то только потому, что Он спас людей от незнания, "напомнив" им законы этики. Для Е.Рерих Голгофа - лишь иллюстрация заповедей, но не сам акт Спасения: "Если бы Он не пострадал, то Учение Его было бы забыто" (Письмо Е.Рерих от 7.5.39). Крест не спасает людей, а просто напоминает о некоторых нравственных прописях. Однако, ограничение служения Спасителя лишь проповедью лишает христианство самого главного его содержания и самой большой его радости - телесное Воскресения Христа после крестной смерти, которое прообразует всеобщее воскресение погубленного грехом мира. Христианство - это не вера в книгу, упавшую с неба, но в Личность, в то, что она сказала, сделала, испытала. Для Церкви не столько важна подлинность пересказа слов Основателя, сколь важна Его жизнь, которую подделать невозможно. Сколько бы ни вкралось вставок, упущений или дефектов в письменные источники христианства - для него это не смертельно, ибо оно строится не на книге, а на Кресте.

  •     христиане исповедуют, что своими заслугами, усилиями и делами человек не может стяжать Вечное бытие. Спасение есть Божий Дар, данный нам воплощением, страданиями и воскресением Христа. Человек же приемлет этот Дар, в вере открывая свое сердце для действия в нем Святаго Духа, подаваемого ему прежде всего через Таинства Церкви. Соответственно, сознательная жизнь христианина начинается с признания спасительной жертвы Христа. По учению "Агни-йоги" "никто не может спасти другого" (Письмо Е.Рерихот 7.5.39).

  •     христиане исповедуют. что, поскольку Бог не связан законами созданного Им мира. Он может творчески обновлять человеческую жизнь - если человек желает этого обновления. Бог может оставлять грехи и изымать человеческую душу из-под действий последствий греха. Теософы утверждают, что никто не может помочь человеку в покаянном обновлении его жизни, что последствия прошлых поступков, именуемые "действием кармы", неотвратимы. "Настал час указать, что Величайший Бог - это Бог непреложного Закона, Бог Справедливого воздаяния, но не произвола в Милосердии" (Письмо Б. Рерих от 28.5.37). "Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы" (Письмо Е.Рерих от 9.7.35).

  •     христиане исповедуют, что религия есть связь человека с Богом-Творцом, и что направление собственно религиозных чувств на любой иной предмет есть язычество. В системе "Агни-йоги" религия есть связь с "Космосом" и "Космическими иерархиями".

  •     христиане исповедуют, что человек, созданный по воле Личного Бога, сам есть личность, и что личностное бытие человека не есть некий недостаток, который надо преодолеть. "Агни-йога" утверждает, что "личность есть начало ограничения", сам человек не более чем "комплекс сочетаний" (Письмо Е.Рерих от 11.6.35), а личностное самосознание называет "зеркалом дьявола" (Письмо Е-Рерих от 7.12.35), приходя к выводу, что человек, встав на путь "самосовершенствования" в конце концов должен стереть свою личность, растворив ее в безликой "нирване".

  •     христиане исповедуют, что тело составляет принципиально важную часть нашего человеческого бытия, и что поэтому не может быть "перевоплощения" души в разных телах. "...Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9,27). "А я знаю, Искупитель мой жив и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19,25-27). Теософы утверждают, что тело не более чем одежда, которую душа может менять множество раз, что лежит в основании теории перевоплощения.

  •     христиане исповедуют, что даже тело человека может, преобразившись, войти в Вечность. Последователи Рерихов, подобно афинской толпе (Деян. 17,32), считают абсурдной апостольскую проповедь о телесном воскресении мертвых. "И сейчас имеются люди, образованные и считающие себя даже учеными . в некоторых областях, которые верят, что в День Страшного суда они воскреснут в своем физическом теле! Чем объяснить такое самоодурение'?" (Письмо Е.Рерих от 17.2.34).

  •     христиане исповедуют, что жизнь вечная каждого человека началась уже здесь, на земле, и здесь человек может общаться с Богом, быть причастным славе его. Рерихианство оставляет человеку участь духа, страдающего в оковах плоти, для которого прорыв в высшие миры возможен только после того, как он расстанется с "оковами материального". Не более последовательны рерихианцы в отношении святых православной церкви. Они громогласно заявляют, что многие святые, такие как Сергий Радонежский, были истинными духовными людьми, светочами, преданными "Иерархии Света", посвященные в тайны оккультного учения. Но "забывается" при этом "учителями" и "махатмами", что святость Сергия Радонежского неотрывно связана с Православной Церковью и со святостью сотен других святых Церкви, забывают они, что Преподобный Сергий был православным монахом, который молился пред иконами личностному Богу, в Троице Единому, и в молитвенном покаянии и подвиге стяжал благодать Духа Святого, и что вдохновлял его на тяжелом монашеском пути пример сотен монахов, которые прошли этим узким путем в течений многих веков христианства до него и своей жизнью, а еще более своей смертью засвидетельствовали истинность и богоугодность Православной Веры. Сергий Радонежский был рукоположен в сан священника, а значит был представителем того "темного ортодоксального" священства, против которого неоднократно восстают Рерихи. Не существует ни одного подлинного свидетельства о том, что Сергий Радонежский учил бы тому, что нет Бога единого в Трех Лицах, а есть закон кармы, что нет смысла каяться и молиться, что существуют перевоплощения, но нет ни рая, ни ада. Но точно известно, что учение Преподобного Сергия, как пастыря Православной Церкви и наставника православных монахов, ни в чем не противоречило догматам Православной Веры, ни, тем более, никейскому Символу Веры.

  •     христиане исповедуют, что все люди равны перед Богом, что ценность всякой человеческой жизни одинакова. "Живая этика" включает в себя идею членения человечества на оккультные расы, полагая при этом, что члены так называемой "шестой расы" во всех смыслах выше всех остальных людей. "Да, во всех теософических книгах можно найти указание, что шестая раса собирается в Америке" (Письмо Е.Рерих от 18.6.36). Е.Рерих приводит пример из проповеднических упражнений одного своего американского последователя: "Один фабрикант и большой благотворитель шел по дороге, впереди него, заплетаясь ногами, передвигался пьяный нищий, из-за поворота неожиданно вывернулся автомобиль и смял пьяницу. Вопрос - должен ли был фабрикант броситься спасать нищего и рисковать при этом жизнью или же он был прав, воздержавшись от возможности самоубийства. Учитель-американец утверждал, что фабрикант, несший на себе ответственность за существование множества рабочих, поступил правильно, охранив свою жизнь. Но в обществе поднялась буря негодования и утверждалось, что человек не должен рассуждать, но обязан жертвовать собою ради ближнего. Но, конечно, подобные сознания еще не вышли из приготовительного класса и не могут понять, что каждая жертва должна быть осмысленна. Было бы тяжкою утратою для всего человечества, если бы люди, несущие благо всему человечеству, безрассудно рисковали своею жизнью. Но если мы будем говорить массам, то мы должны сказать, что человек всегда и во всем должен спешить на помощь своему ближнему" (Письмо Е.Рерих от 8.3.38).

  •     христиане исповедуют, что сатана (Люцифер) противоборствует Христу и спасению людей. "Агни-йога" склонна с воодушемением говорить о Люцифере: "Люцифер, настает время, когда обновить лампу твою!" (А.Клиэовский. т.1.). "Дар распознавания был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого Вестника и было Люцифер-Светоносен. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. Он остался лишь в сокровенных Учениях Востока. В "Сокровенном Учении" есть место, поясняющее этот смысл. "сатана, когда если перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека - божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон духа Жизни и освобождает его от греха неведения" (Письмо Е.Рерих от 3.12.37). "Конечно, Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь прекрасное его имя в позднейшие времена стараниями невежественных священнослужителей было узурпировано ими для Его тени - или Антипода" (Письмо Е.Рерих от 24.5.38). Бог Библии так рисуется учителям теософии: "выдуманное чудовище с невежеством во хвосте" (Письма Махатм, 153), "демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой,.. небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание" (Письма Махагм, 57). "Христианский мир все еще поклоняется Богу в Дьяволе и Дьяволу в Боге" (Письма Махатм, 72). "Христос - учитель человечества. Сатанаил - экзаменатор... Христос и сатанаил связаны в одно целое... В эзотерической символике Христос и сатанаил изображаются как двуглавый змий" (Отари Кандауров, выступление в передаче "Оазис", показанной телеканалом "Российские университеты" 10 апреля 1994 г.). В свете оккультных воззрений и грехопадение Адама и Евы- величайшее и притом позитивное событие в истории человечества. Согласно христианским истинам - величайшая трагедия рода человеческого и всего сотворенного мира.

  •     Наконец, нельзя не заметить и откровенно сатанинских ноток рериховского оккультизма. Христос говорит о том, что Он сражается с "князем мира сего": "...ныне князь мира сего изгнан..." (Ин.12.31). "Князь мира" - это перевод греческого слова "kosmokratores", то есть "владыка космоса". Но именно так называет себя духовный повелитель "Махатм".

     Пантеизм Рерихов не совместим с персонализмом Библии. Понимание Христа как просто "Учителя" не согласуемо с учением самого Христа. Имморализм восточной мудрости не сможет найти места в христианской этике. Очевидно ведь, что христианин может войти в систему Рерихов лишь через отречение от того, что составляет самую суть христианства, лишь через духовное самоубийство, перестав быть христианином.
     Определением архиерейского собора Русской Православной Церкви (2 декабря 1994 г.) засвидетельствовал, что "...язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е.Блаватской, "Учение живой этики" с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие из распространению, отлучили себя от Православной Церкви".

Диакон Андрей Кураев. ОБ ОТЛУЧЕНИИ РЕРИХОВ ОТ ЦЕРКВИ

Справочник: Религии и секты современной России