Православный священник о празднике святых жен-мироносиц
В нашем секулярном обществе любое упоминание о «женском дне» рождает, как правило, ассоциацию с календарным днем 8 марта. Этот «праздник», имеющий древнеиудейские корни, в новейшей истории создавался известными революционерками как феминистское торжество – повод заявить о «праве женщины» на «свободу» (от мужа, детей и семьи) и «равенство» с мужчинами (вскоре обернувшееся тем, что многие комиссарши, отвергнувшие предназначение женщины давать жизнь, лично расстреливали безусых юнкеров). Основательницы «праздника 8 марта» говорили, что возвращают женщине якобы отнятое у нее Церковью достоинство.
Между тем в третью Неделю по Пасхе прославляется подвиг святых жен-мироносиц, – это настоящий православный женский день, день торжества истинного женского достоинства, о котором святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Ныне празднуем мы святое право всех женщин на достижение самого высокого человеческого достоинства, неизмеримо более высокого, чем всякое достоинство политическое и гражданское, – право на святость, право на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом».
Рассказать об этом празднике мы попросили уже знакомого нашим читателям священника отца Александра Парамонова.
– Отец Александр, приближается день памяти святых жен-мироносиц. Расскажите, пожалуйста, что известно о них из Священного Писания и Предания? В чем заключался подвиг этих женщин при жизни Спасителя и после Его Воскресения, почему в их честь установлен особый праздник?
– В числе жен-мироносиц Церковь вспоминает святых Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Марфу, Марию, Сусанну и иных жен, следовавших за Господом Иисусом Христом и служивших Ему от своего имения (см.: Лк. 8, 2).
Святая Мария Магдалина некогда была одержима нечистыми духами, но Господь освободил ее. Стоит отметить, что православная традиция, в отличие от католической, не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей (это две разных женщины), а почитает ее равноапостольной святой. Получив исцеление от беснования, она последовала за Христом и служила ему. Она находилась рядом с Господом на Голгофе при Его распятии и смерти, была свидетельницей Его погребения и стала одной из жен-мироносиц, принявших от ангела весть о Воскресении Спасителя. Святая Мария Магдалина сподобилась первой после Матери Божией узреть явление воскресшего Христа и соделаться благовестницей о Его восстании для апостолов, пребывавших в страхе и унынии. Позже с проповедью о Христе она оказалась в языческом Риме – столице тогдашней вселенной, где преподнесла Императору Тиберию яйцо, которое в удостоверение истинности ее назиданий обрело красный цвет (от этого случая и появился обычай у православных христиан на Пасху красить яйца и дарить их близким).
Благочестивые Марфа и Мария, сестры святого Лазаря Четверодневного, также были верными ученицами Господа, о чем повествуется в Евангелии (см.: Лк. 10 и Ин. 11). Мария более старалась о том, чтобы слагать слова Христовы в сердце своем. А Марфа угождала Богу добрыми делами. Господь одобрил подвиг обеих женщин, но Мариин признал более высоким (см.: Лк. 10, 42).
Святая Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, служила Господу вместе с учениками, как и святая Сусанна, от своего богатого имения (см.: Там же. 8, 3). Когда был казнен святой Иоанн Предтеча, а Иродиада закопала его Честную Главу в нечистом месте, святая Иоанна нашла ее и, вложив в глиняный сосуд, погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.
В чем подвиг этих женщин, за который их прославляет Церковь? Говоря кратко – в безкорыстном, самозабвенном служении Господу во время Его земной жизни и после смерти и Воскресения. Ученики Христа, уверившись в Его Божественной сущности, пришли в ужас и уныние, когда Царя Вселенной на их глазах схватили, бичевали и распяли как разбойника. Не ударили с неба громы и молнии, не сошли несметные Христовы полчища в стальных латах – их Бог, избитый, уничиженный и покрытый ранами, как простой смертный человек, умер на Кресте. Апостолы, за исключением Иоанна, в невероятном смятении рассеялись.
А что же женщины? Несмотря на грозившую им опасность, несмотря на злобу книжников и иудейских старейшин, на жестокость и цинизм римских воинов – они не оставили Христа Одного, не отходили от Его Креста, страдая рядом, вместе с Ним. Им, как и ученикам, тоже грозила опасность, но они, любя Господа чистой святой любовью, смогли преодолеть ужас, заставивший апостолов в страхе разбежаться. Эти слабые женщины не забыли о своем долге, а преподали нам образец мужественного и самоотверженного служения Богу.
После осуждения и смерти Спасителя иудеи искали, преследовали тех, кто принял учение Христово, но святые жены не побоялись пойти помазать тело Учителя – отверженного людьми, преданного учениками, осужденного иудеями как преступника. Самое краткое имя этому женскому подвигу – верность. Поэтому они и стали свидетельницами Воскресения Христа и первыми о нем благовестницами. Прежде всех, первыми в мире, они узнали о восстании Господа из гроба, о попрании Им ада и смерти и стали непоколебимыми проповедницами Слова Божия, служа Спасителю уже в новом, апостольском качестве. Жены-мироносицы возвещали благую весть всем народам вместе со святыми апостолами, до конца своих дней претерпевая гонения и страдания от иудеев и язычников.
И вот что ценно – Христос выбирал Своих учеников и наставлял их, а жены-мироносицы пришли к Нему сами, по зову сердца. Верность, любовь ко Господу и безстрашие – в этом их подвиг.
– Существуют ли какие-то отличия в пути ко спасению у мужчин и женщин? Какие христианские добродетели преимущественно должна возделывать в себе православная христианка? В Писании сказано, что «жена спасается через чадородие» (1 Тим. 2, 15). Как это понимать? И как эти слова совмещаются с другим наставлением апостола – о том, что во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28)? Что это значит?
– Отличия в пути спасения у мужчин и женщин, безусловно, существуют. Они обусловлены разницей в физическом и душевном устроениях, силах телесных и духовных, а также многими другими причинами.
Во 2-й главе Послания к Тимофею святой апостол Павел дает наставления о спасении для женщин: Итак желаю, чтобы <…> и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя. Не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1 Тим. 2, 8–12).
Поскольку в силу культурных традиций женскому менталитету присуща забота о своей внешности, апостол учит их употреблять эту склонность ко спасению – выделяться не дорогими и изысканными одеждами, не искусственной красотой волос и лица, а добрыми делами и добродетелями, среди которых на первом месте – смирение. В словах же о спасении через чадородие святой Павел, словно в утешение, показывает, кого могут и должны жены учить – своих детей. Потому что спасение через чадородие, по свидетельству блаженного Феофилакта Болгарского, состоит не столько в рождении чада, сколько в его воспитании.
Но в целом заповеди и для мужчин, и для женщин Спасителем даны одни и те же. И ни мужчины, ни женщины без скорбей и болезней не могут наследовать Жизнь Вечную. Во Христе нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28).
– По какой причине женщинам в Православной Церкви запрещено учить и священнодействовать? И почему такой запрет нельзя назвать дискриминацией?
– Если брать самые поверхностные причины, то их две. Адам как глава земного мира был создан прежде Евы. Второе – с женщиной в мир пришел грех, она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего к преступлению воли Божией. Однако, как Бог обетовал прародителям при изгнании из рая, через женщину в конце концов было явлено и высшее благо – рожден Спаситель.
Причины же неучастия женщин в священнодействии просты и связаны с особенностями пола – в связи со своей физиологической природой они не всегда могут посещать храм. Священник же в идеале – в любую минуту дня и ночи – должен иметь возможность совершать Богослужение.
Другой момент. Исполнение священнического долга, обязанности в физическом плане настолько тяжело и трудоемко, что Святые Отцы и не каждого мужчину признают к сему способным. Но поскольку мужчины все-таки покрепче женщин, то они, разумеется, и более пригодны к таковому служению.
Дискриминация ли это по признаку пола? Да ничуть! И мужчинам, и женщинам Господь определил свои задачи, и для их исполнения наделил различными уникальными качествами, преимуществами, свойственными лишь какому-либо одному из полов.
В главном – мужчины и женщины равны. Ибо помимо внешнего существует и внутреннее священнодействие, когда ум входит в сердце, творя в нем непрестанную молитву. Христиан, получивших таковую благодать, Святые Отцы, в частности, преподобный Никита Стифат, ученик преподобного Симеона Нового Богослова, называют духовными священниками. И ими могут быть как мужчины, так и женщины. И мы знаем примеры преподобных матерей, а также праведных жен, живших в миру, и удостоившихся такой благодати.
О какой же дискриминации тут может идти речь? Напротив, следует задать вопрос – почему Господь по Воскресении явился не Своим ученикам, а женщинам? Ответ прост – в этом сказалось величайшее уважение Господа к женщине. Да, ученики были испуганы и растеряны, а мироносицы преодолели страх. И Христос велит именно женам благовествовать о Воскресении апостолам. Т. е. – вдумаемся! – призывает жен стать апостолами для апостолов! В Древней Иудее женщина не имела права свидетельского голоса в суде, свидетельство женщины не принималось. Но Господь сподобил именно их удостоверить в Своем Воскресении «юридически состоятельных» мужчин!
Эпизод явления Господня женам обличил неправоту атеистических критиков Нового Завета в XIX веке. Голословно утверждая, что этот факт выдумка, они сами опровергли свои «доказательства» – ибо фальсификатору надлежало бы утверждать, что Господь предстал в первую очередь свидетелям-мужчинам.
В каком-то смысле и Сам Господь разрушал все прежние стереотипы. Исполнив Ветхий Завет, Он фактически с этого события начал творить Завет Новый. Теперь прежняя жена становится женой новозаветной, и уже во Христе нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28).
Поэтому дискриминации в том, что женщины не допущены к учительству и священнослужению в Церкви, нет. Им надо просто помнить, ценить свои преимущества, употреблять их во спасение.
– Как относится Церковь к т. н. феминистскому движению, выступающему за равноправие полов?
– Это движение антихристианское как по происхождению, так и по сути и целям. У истоков его стоит банкирский клан Рокфеллеров, участвующий, скажем прямо, в подготовке воцарения антихриста. Первым «борцом за равноправие» был денница, который возмечтал стать равным Богу, но за такую свою гордость был низвержен с неба. Основа феминизма – та же сатанинская гордыня.
– Кроме семейного образа жизни, как известно, существует безбрачный, монашеский, в отличие от священнослужения вполне доступный женщинам в Православии. Некоторые люди, полагающие, что основная миссия представительниц слабого пола состоит в рождении и воспитании детей, считают женское монашество противоестественным. Что можно им возразить?
– Монашество – не противоестественный, а вышеестественный образ жизни. Эту великую, добровольную, посвященную Господу ношу никто не может подъять без помощи Божией. А люди, говорящие о противоестественности, пусть знают, что их воззрения – не просто нехристианские, но основываются на предрассудках ветхозаветного иудаизма и язычества. В Израиле до пришествия Христа считалось, что отсутствие детей – признак отверженности Богом. Но с пришествием в мир Спасителя все изменилось, Матерь Божия освятила этот путь Своим примером, став Покровительницей и Игуменьей всех монашествующих.
– Что можно сказать о проблемах слабого пола в современном обществе, точнее, о тех негативных феноменах, которые мы все наблюдаем: неподобающий внешний вид некоторых женщин (не соответствующая полу и вызывающе-развратная одежда), искажение в себе образа Божия косметикой и проч., утрата добродетелей целомудрия, стыдливости, верности, смирения, кротости, отсутствие жертвенности, стремление к эгоистичной «самостоятельности», «независимости» – вопреки Богом установленному порядку, и т. д. В чем причины всех этих бед? К каким негативным последствиям они ведут, и каковы перспективы нашего общества, если эти язвы не получат уврачевания?
– Проще всего, отыскивая источник бед, указать на чьи-то происки и злую волю. Но будем объективны – неподобающие женскому образу искажения – лишь часть общего распада современного мира; и несоответствующее мужскому образу поведение – явление того же порядка. Конечно, это и влияние Запада, следование западной моде, стадные инстинкты… Но каждый человек имеет свободную волю, данную ему Господом, и за все свои поступки, за все свои «следования моде» должен будет перед Господом ответить сам, лично, без оправдательных кивков на соблазнителей.
Но роль «соблазнителей» тоже не стоит недооценивать. Безусловно, человек сам отвечает за свои помыслы и действия, но как же страшно смотреть, например, на ту массированную пропаганду со стороны СМИ, на ежедневное промывание мозгов нашим соотечественникам! Как ни держи сердце и разум в чистоте, а СМИ ежедневно, с использованием самых эффективных психологических приемов разжигают огонь плотской похоти и содомского безумия. Цель такой информационной политики очевидна: лишить нас, наших дорогих женщин, покрова Божия, Его защиты и, в конечном итоге, уничтожить наш народ.
Существует документ, известный как «Доктрина Даллеса», ставящий задачей разрушение самосознания нашего народа. Некоторые оспаривают его подлинность, но очевидно, что этот документ – безотносительно к его аутентичности – восходит к так называемому «Меморандуму 20/1 СНБ США» 1948 года, нацеленному на уменьшение роли и ослабление влияния России в мировой политике. Эти планы в отношении нашей Родины в полной мере исполняются и сейчас, а внешнему неприятелю помогают и СМИ-растлители.
Защита же у нас одна – наша Православная вера, Господь наш Иисус Христос! Люди, поддающиеся обработке растлителей, – слепые, ведомые слепцами; они быстрыми и уверенными шагами стремятся к своей погибели – как духовной, так и физической.
– Какова роль добродетельных православных христианок в современном мире? Что они могут противопоставить перечисленным выше отрицательным явлениям? И должны ли им как-то помогать в несении их креста представители сильной половины человечества?
– Преподобный Серафим Саровский сказал: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если православные христианки будут полагать труды ко своему спасению, они, при помощи Божией, помогут и себе, и своим близким, и всем окружающим. Миру, погружающемуся в оккультизм и технотронную магию, человеческими силами противостоять невозможно. Христианам необходимо каяться, смиряться, причащаться, творить Иисусову молитву, подавать милостыню, исполнять другие заповеди Божии. Тогда Сам Господь Дух Святый наставит, как и чем противиться враждебному влиянию мира, что ему противопоставить. Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
– Что бы Вы хотели пожелать нашим читательницам, а также читателям в целом?
– В первую очередь хочу поздравить всех наших матерей и сестер с православным женским днем и пожелать им мира, радости, спасения, помощи Божией в добрых делах и крепкого здоровья. А читателям – от всего сердца поздравлять всех наших добрых любимых православных женщин с днем святых жен-мироносиц и вместе праздновать и радоваться!
Беседовала Анна Самсонова
Источник: http://pkrest.ru
право
более
женщин
самого
политическое
Святое
Христом
человеческого
высокого
самую
святость
гражданское
близкую
дружбу
Иисусом
Господом
достоинство
достижение
празднуем
неизмеримо